Современные АЗС (как стационарные, так и мобильные) сегодня имеют возможность хранить в резервуарах бензин нескольких марок, а также дизельное топливо. Преимущественное число АЗС предназначены для заправки автомобилей и прочих видов наземного транспорта. В регионах, где развито речное и морское судоходство, заправочные комплексы могут быть представлены функциональными объектами стационарного и мобильного типа.
Принципиальная схема классической автозаправочной станции
Любая из существующих АЗС имеет в своем составе несколько обязательных конструктивных элементов, связанных между собой технологическим циклом. Каждый из элементов имеет свое предназначение и место расположения на общей схеме станции. Это связано не только с требованием техники безопасности, но и продиктовано стандартом, согласно которому проектируется заправка и подбирается соответствующее оборудование.
Несмотря на множество критериев, в перечне основных конструктивных элементов, которые являются неотъемлемой частью любого автозаправочного комплекса, выделяют 5 основных узлов. В их числе:
- резервуары для хранения горючего;
- насосы;
- трубопроводы (внутренние и внешние);
- колонки для раздачи нефтепродуктов;
- комплекс измерительных приборов.
Каждый из названных элементов наделен определенной функцией, взаимосвязь которых – гарантия слаженной работы и безопасности комплекса, а также обеспечение подачи топлива заявленной марки потребителю. Вышеперечисленные характеристики находятся в тесной взаимосвязи с местом расположения АЗС.
Вне зависимости от типа абсолютно все автозаправочные станции имеют резервуары для хранения горючего и снабжены специальным оборудованием для учета и отпуска потребителям нефтепродуктов. Резервуары для хранения топлива могут находиться над поверхностью или быть установленными под землей. При условии расположения баков под землей (с целью соблюдения техники безопасности резервуары и недопущения просачивания нефтепродуктов в почву) емкости оборудуют двойными стенками, между которыми находится жидкость с высокой плотностью или газ под давлением. Наземные хранилища могут быть одностенными.
Приспособления для подачи бензина в бак автомобиля имеют весьма сложное устройство. Для организации работы системы предусмотрено наличие приемного клапана, фильтров и двигателей, приводящих в действие насосы. Большая часть современных станций оборудована самовсасывающими лопастными насосами.
Резервуары АЗС связаны с топливораздаточными колонками трубопроводами. Внутренние магистрали (особенно те, которые спрятаны под землей), как и магистральные газопроводы, изготавливают из стали. Раздаточные рукава (шланги), по которым топливо идет от колонок к автомобилям, с целью безопасности изготавливаются из полимерных материалов: это позволяет избежать внештатных ситуаций при неправильной эксплуатации (случайном скручивании, перегибе).
Также обязательными элементами комплекса ТРК, обеспечивающими качество горючего, являются газоотделители, в которых происходит отведение паров. Отобранные пары осаждаются в виде конденсата в специальной камере (ее называют поплавковой). Благодаря наличию перепускного клапана удается поддерживать постоянное давление внутри системы, что и позволяет обеспечивать беспрерывный отпуск горючего.
Для контроля количества отпускаемого бензина предусмотрены контрольные емкости (мерники), а для замеров остатков горючего используются метроштоки – специальные длинные металлические или пластиковые линейки с нанесенными отметками.
Функцию подачи топлива выполняет приспособление, которое называют раздаточным пистолетом. Управление приспособлением производится оператором с пульта управления и пользователем. Кроме основной опции слива горючего в горловину бака или канистры, раздаточные пистолеты используются в качестве конечной запорной арматуры. Система отсечения подачи топлива срабатывает при переполнении принимающей емкости. Такая полезная опция – гарантия безопасности людей и ТС.
Работа топливораздаточных колонок
Функция ТРК на АЗС – дозированный отпуск горючего. Для этой цели конструкцией агрегата предусмотрено наличие систем, способных производить контроль в автоматическом режиме. В процессе выдачи горючего производится определенный цикл работ.
Контроль количества отпущенного топлива возлагается на оператора АЗС. Операция включения системы производится с пульта управления. Вторым этапом работы становится подъем раздаточного крана. Операция запускается пользователем после того, как система разблокирует доступ к резервуарам и начнет подачу выбранного типа горючего.
В процессе работы колонки топливо из главного резервуара поступает в насосный моноблок, откуда передается в измеритель объема, а после попадает в фильтр тонкой очистки. Подсчет количества горючего производится специальными измерительными приборами - дозаторами, функцией которых является подсчет суммарного количества бензина или дизтоплива, поступившего в бак автомобиля потребителя. Цикличность процесса продолжается до момента получения системой данных об перекачке необходимого объема топлива.
При этом стоит отметить, что как только клиенту будет отпущено примерно 85 % от заявленного количества топлива электромагнитный клапан постепенно начнет переходить в полузакрытое, а затем и в закрытое состояние. Медленный процесс позволяет защитить комплекс от гидравлического удара и выдать точное количество топлива: без недолива или перелива.
Немаловажную роль в работе ТРК играет пистолет, который способен предотвратить перелив горючего через край бака автомобиля или цистерны. Сделать это удается благодаря реагированию на давление воздуха в системе. За отсечение подачи топлива отвечает жиклер. В нормальном состоянии в него попадает воздух, но как только бак переполняется поток воздуха прекращается. Автоматика, представленная мембраной и пружиной, закрывает клапан. Топливо перестает выливаться в бак, а последующая подача возможна только после повторного взведения «курка» (ручного поднятия затвора).