+380
Классификация АЗС и требования к их размещению

Классификация АЗС и требования к их размещению

Автор: Andrii Дата: 22.02.2022 Просмотров: 67 Комментарии: 0

Современная автозаправочная станция далеко ушла от стандартных понятий стационарной придорожной бензоколонки. Теперь это может быть как большой развлекательный комплекс с рестораном, отелем и магазинами, так и скромный частично мобильный пункт по реализации разных типов горючего. Поэтому, если вы решили установить собственную АЗС в Киеве или других городах Украины, то внимательно ознакомьтесь со всеми требованиями и нормами их эксплуатации, чтобы в будущем не возникло проблем с контролирующими органами.

Установка мобильных заправочных модулей

В Украине установка АЗС и МЗС строго регулируется ДБН-360-92. В зависимости от типа заправочной станции требования могут быть разные и применяться в соответствии с конструкцией, местом расположения, количеством реализуемого топлива и т.д.

Однако для всех типов существует определенные нормы. Так в населенных пунктах размещается от жилых кварталов и спальных районов. Мощность и пропускная способность АЗС также должна соответствовать потенциальному трафику, экологической ситуации и градостроительных ограничений. 

Все заправки могут иметь на своей территории объекты типа СТО, автомойки, магазина, пункта общественного питания и комнаты отдыха для водителей, если они соответствуют санитарным и противопожарным нормам. 


Исходя из конструкционных особенностей, а также согласно нормативным документам, все АЗС делятся на несколько типов:

  • Традиционные.

Станции, рассчитанные на заправку жидким топливом через топливораздаточную колонку. Хранение горючего осуществляется с помощью подземных резервуаров.

  • Мультитопливные.

АЗС такого типа предусматривают возможность заправки транспортных средств различными видами топлива: бензином, дизелем, пропан-бутаном. 

  • Блочные.

Подразумевают реализацию разных видов горючего, но только в жидком виде. Над резервуаром для хранения топлива расположена ТРК, установленная под навесом, который крепится, чаще всего, на колонну. Осуществляется заправка транспортных средств автоматически или с помощью оператора. Для такой АЗС должны быть в полной мере обеспечены автоматические системы противопожарной безопасности, а также наличие измерителей для контроля всех параметров топлива.

Также применяются только для заправки жидким горючим. Имеют форм-фактор наземной емкости, отдельно от которой находится топливораздаточная колонка. Очень удобный вариант в эксплуатации, так как не требует много места для установки, может выполняться в разных объемах и очень быстро вводится в работу.

  • Контейнерные. 

Наземный и полностью готовый к вводу в эксплуатацию контейнер, который чаще всего выполняется под заказ. Обычно используется для нужд предприятий или домашних хозяйств, для оперативной заправки собственного автопарка. Для установки достаточно выбрать удобную твердую поверхность или даже установить КАЗС в гараже. 

  • Передвижные.

Цельная качественная конструкция, разработанная под определенные цели на заводе как готовая модель, расположенная на прицепе или любом типе передвижной платформы. Вся система состоит из: емкости для хранилища горючего, генератора (на каком-либо виде топлива), топливораздаточной колонки, датчиков и внешнего дисплея, на котором указывается количество горючего, которое покидает колонку. ПАЗС очень удобны, когда нужно заправлять большой автопарк, либо на лодочных станциях с большим количеством моторных лодок с объемными двигателями. 

  • Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции. 

Применяют при заправке транспортных средств или для наполнения газовых баллонов. Их особенностью является дополнительная обработка горючего: газ комплексно очищается, подвергается сжатию (до 25 МПа), осушению, только после чего подается из резервуара. 

  • АГЗС.

Станции для заправки транспортных средств только газом разными методами. Среди них: насосный, насосно-компрессорный и насосно-испарительный.

Первый подразумевает простую передачу газа из герметичного резервуара по ТРК под высоким давлением.

Насосно-компрессорный метод заключается в нагнетании газа компрессором и последующей его передаче под особо высоким давлением, поэтому он требует хорошей производительности и качества системы и некоторых дополнительных модулей поддержки и безопасности.

Последний из методов состоит во включении в систему подачи электрических нагревательно-испарительных блоков. Низкая температура содержащейся в них среды (до -20 °С), обеспечивает повышение давления газа.

Также сюда относятся аналоги ранее упомянутых передвижных и контейнерных МЗС с жидким топливом, лишь с поправкой на другой вид горючего и вытекающими из этого модификациями.

Требования нормативных документов к размещению АЗС и МЗС

Прежде чем заниматься планированием размещения собственной автозаправочной станции, необходимо очень внимательно изучить требования Государственных строительных норм. Даже предварительно получив согласие и разместив АЗС или МЗС в месте, которое, по факту, не отвечает всем этим требованиям, в конце концов вас могут подвергнуть штрафам и закрытию предприятия даже после стадии строительства или аренды участка под МЗС. Поэтому при любых обстоятельствах внимательно проверяйте территорию на соответствие всем нормам лично и по каждому пункту ДБН-360-92. Выделим необходимые для вас:

  • п. 7.56. Заправочные колонки с дополнительными сервисами для автомобилей (СТО, автомойка) допускается устанавливать только вдоль дорог промышленных районов, либо на въезде/выезде из населенного пункта. Размещение в жилых и спальных районах запрещено.
  • п. 7.57. Заправочные станции запрещается размещать на пешеходных проспектах и внутри жилых кварталов. В больших городах допускается их дислокация вдоль магистралей и улиц городского значения, а в городах меньшего размера — только вдоль объездных и центральных магистралей. Будьте внимательны и уточняйте официальный размер своего населенного пункта для соответствия этому моменту.
  • п. 7.58. В городах на границах красных улиц АЗС и МЗС допустимо размещать лишь в случае, если на ближайшее время не запланирована реконструкция примыкающей к ним территории. Размещение заправки в границе красной зоны допускается лишь с согласования с городской администрацией и на временной основе. 
  • п. 7.59. Размещение автозаправочной станции должно проводится в первую очередь на участках, предусмотренных для этого архитектурным планом города. Если таких участков нет, либо план считается недействительным ввиду истечения срока давности, то территория выбирается застройщиком согласно требованием текущего законодательства. 
  • п. 7.60. Допускается размещение резервуаров для АЗС и МЗС под или над землей при определенных факторах. 

Так, например, в плотно заселенных районах небольших городов (до 200 тысяч жителей) размещение АЗС возможно только в форме подземной колонки, а сама установка должна быть малой мощности. При этом строго запрещается использование одностенных резервуаров. Все оборудование должно иметь необходимую в Украине сертификацию, которая бы давала гарантию его экологичности и пожаробезопасности. Также на объекте не должно быть никаких дополнительных пунктов обслуживания клиентов.

АЗС и МЗС на объездных дорогах, а также выездах из населенных пунктах, не должны иметь суммарный объем всех емкостей хранения горючего более чем 80 м³. При этом объем одного резервуара не должен превышать 20 м³. 


Заправочные станции высокой мощности устанавливаются только в зонах, не обозначенных как жилые. При этом использование колонок небольшой мощности, типа передвижных и контейнерных МЗС для личного или промышленного использования, также должно осуществляться с учетом всех требований противопожарной безопасности и природоохранного законодательства. 

Не допускается размещение АЗС и МЗС на территориях, где возможно движение земной коры вследствие естественной сейсмологической активности, или действий человека (территории городов с разветвленной сетью активных или заброшенных шахт и карьеров), а также существует риск обвала или оползня. 

  • п. 7.61. Устанавливать и переоборудовать АЗС или МЗС требуется соблюдая санитарные разрывы до ближайших зданий и коммуникационных сооружений, а также чтобы это соответствовало безопасности дорожного движения. 
  • п. 7.62. При установке АЗС следует соблюдать звуковое и химическое загрязнения окружающей среды. Расстояние определяется измерениями этих показателей, но оно должно быть не менее 50 метров.

Однако если заправочная станция имеет небольшой размер, то эта цифра ниже. Для этого должна быть обеспечена пожарная и экологическая безопасность сертифицированным в Украине оборудованием. Тогда, при подтверждении инспектором соблюдения всех норм, удаленность от ближайшего строения может сократиться до 25 метров для малых АЗС и до 40 метров — для средних. Расстояние считается от потенциально взрывоопасного объекта: колонки, резервуара с горючим и т.д.

  • п. 7.63. Установка АЗС запрещена на дороге с уклоном в более чем 40‰. Наземные резервуары должны находится в 10 метрах от края дороги. Также для АЗС требуется разметка дополнительной полосы равной ширине полосы основного движения (то есть полосы разгона) но не менее трех метров и длине не менее чем в 15 метров. 
  • п. 7.64. Автозаправочная станция должна отделяться от дороги островком безопасности, а въезд и выезд должны находится отдельно. Если конструкционно это невозможно, то между ними следует расположить островок безопасности диаметром не менее одного метра.
  • п. 7.65. Следует соблюдать следующие расстояния, при размещении АЗС: 
  1. До ближайшего магистрального перекрестка должно быть не менее 100 метров.
  2. До перекрестка с дорогой городского значения требуется расстояние не менее 35 метров.

Далее представлена таблица допустимого расстояния размещения АЗС до объектов.

№ п.п.

Наименование объектов, до которых определяется расстояние

Расстояние от АЗС с подземными резервуарами, м

Расстояние от АЗС с надземными резервуарами, м,

Тип А

Тип Б

1

2

3

4

5

1

Складские и бытовые здания которые находятся в частной или коммунальной собственности

15

25

2

Лесные массивы:

     
 

хвойные

25

40

30

 

лиственные

10

15

12

3

Жилые и общественные здания

25

50

40

4

Заведения массового скопления людей

25

50

5

Частные гаражи и открытые парковки

18

30

20

6

Торговые ларьки

20

25

7

Дороги общественного пользования:

     
 

I, II и III категории

12

20

15

 

IV и V категории

9

12

9

 

Сеть электрификации

15

20

20

8

Железные дороги общей сети

25

30

9

Общественные очистные сооружения и насосные станции (которые не относятся к данной АЗС)

15

30

25

10

Технологические установки категорий Ан, Бн, Гн, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности 

100

11

Линии электропередачи, электроподстанции (трансформаторные станции в том числе)

согласно правилам их эксплуатации

12

Склады горючих материалов, а также места скопления потенциально горючих веществ.

20

40

30


Открыть собственную АЗС в Киеве или другом городе Украины это разумная и ходовая бизнес-модель. Топливо нужно людям всегда и спрос на него никуда не денется. Однако мало выбрать удачное место расположения своей автозаправки с точки зрения клиентского трафика. Также очень важно сделать это согласно всем нормам, чтобы получить гарантию того, что ваша АЗС будет приносить вам прибыль, а не убытки в виде постоянных штрафов и переоборудования. Поэтому будьте внимательны при реализации этой идеи и обращайтесь к специалистам Vlasnaazs, если у вас есть какие-либо сомнения касательно покупки оборудования для своей заправки.

Комментарии

Написать комментарий